22:05 

Douglas
Мастер напоминает, что прием заявок закончится 18 ноября. Кто еще не заявился, но хочет - пожалуйста, сделайте это.
Пока же я публикую очередной текст - о вере, религии и Церкви.

Начну с того, что большинство людей того времени так или иначе верят в Бога. Но это большинство, а среди образованных людей уже появились те, кто считает, что Бога не существует, а мир можно полностью объяснить с помощью логических построений. И это не одиночки, их довольно много - настолько много, что во время Французской революции Робеспьер говорил об угрозе атеизма. Впрочем, как уже сказано, они пока что находятся в меньшинстве и считаются вольнодумцами.
Другой вопрос, что вера в Бога и согласие с учением Церкви - уже давно принципиально разные вещи.
Противоречия с Церковью тогда (как, впрочем, и сейчас) были двух видов - их можно назвать социально-политическим и философским.

Во-первых, проблема была в том, что Церковь во многом защищала сложившиеся порядки. Священники традиционно пользовались привилегиями, были так или иначе (в разных странах по-разному) связаны с королями, многие из них выступали против новых общественных идей. Надо, однако, заметить, что тут среди священников не было единства - например, в начале Французской революции выступали за преобразование общества, вопрос был лишь в том, как именно нужно его преобразовывать; только потом, когда революция продолжилась и развилась, Папа выступил против идей революционеров. Вопрос о равенстве людей и правах человека еще долго оставался спорным, и были некоторые католики, которые пытались примирить новые социальные идеи с учением Католической Церкви, но церковные власти осуждали такие попытки, и они опять-таки считались признаком вольнодумства. (Я говорю здесь в первую очередь о католиках только потому, что больше всего о них знаю; у протестантов, вероятно, могло быть по-разному). Вкратце, позиция Рима тех времен может быть выражена так: основой норм общественной жизни должны быть не мирские "права человека", а десять заповедей, и потому представители Церкви, как служители Бога, не могут быть уравнены с мирянами в правах. Кроме того, человек не является самостоятельной единицей, а зависим от Бога, поэтому в первую очередь стоит говорить об его обязанностях, и только во вторую - о правах. Светская же культура настаивала именно на акцентировании на свободного, автономного от любых организаций человека.
Как мы помним, позже этот принцип - свободного, независимого человека, не связанного правилами - стал одним из принципов романтизма. Но здесь уже вообще отказались от любых попыток систематизации и обоснования, почему свобода необходима - это просто принималось за аксиому, основополагающий принцип.
Замечу еще раз, что все эти идеи о свободе вовсе не предполагали отказа от веры в Бога, и множество верующих как внутри Церкви, так и вне ее с этими идеями соглашались.

Во-вторых, расхождения с Церковью были и в философском плане.
Одной из самых популярных идей не только в 18, но и в предыдущих веках был деизм. Это представление о Боге, который сотворил мир, как некий механизм, а затем не вмешивается в работу этого механизма, или вмешивается очень мало. Деисты считали, что мы можем познавать мир и волю Бога с помощью разума, но при этом отрицали любые формы божественного откровения.
Из этой идеи выросли достаточно сложные философские системы. Был, к примеру, немецкий философ по имени Гегель - тот считал, что мир создан неким великим существом, которое познает само себя и в процессе познания создает мир и разумных людей - это его инструменты в познании. Когда люди познают мир полностью, тогда Высшее Существо окончательно познает само себя, и необходимость в мире и людях пропадет, и все это просто исчезнет.
Понятно, что это расходится с христианским учением - тут считается, что Бог непрерывно поддерживает существование мира, и если Бог хоть на миг перестанет поддерживать мир, мир просто исчезнет; кроме того, в христианстве, разумеется, признается наличие Откровения и других способов познания, кроме научного.
И здесь снова можно вспомнить романтизм и - с чего мы начинали - "Снежную Королеву". Ведь там рациональное познание не ведет никуда, кроме ледяного дворца; но тот, кто познает мир при помощи историй людей, любви и молитвы - тот и может собрать слово "Вечность".

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Игра "Вечность"

главная